fbpx
.st0{fill:#FFFFFF;}

Творчество как стиль жизни. Ограничения. 

 18 июня, 2020

By  Галина Морозова

  • Home
  • /
  • Blog
  • /
  • Творчество как стиль жизни. Ограничения.

Творчество безгранично, но оно сталкивается с границами, которые установлены в нас.
Эти границы мы не выбирали и не устанавливали сознательно, но они существуют. Мы можем их легко обнаружить, как только решим заняться творчеством.

Мы не виноваты в том, что любой ребёнок ориентирован на Большого другого (взрослого, родителя, воспитателя), того, кто заботится о нём. Иногда эти взрослые ведут себя так, будто наше желание творить разрушает их мечты о нашем светлом будущем. В раннем детстве мы ещё не умеем различать и поэтому принимаем всё, что нам транслируют взрослые, не только любовь и заботу. Психика, как может, адаптирует воспринятое. Наши раны и боль фиксируются как стыд и обида. Копируя взрослых, в психике создаются наши внутренние «монстры»:

  • скептик, 
  • контролёр, 
  • критик, 
  • перфекционист. 

Так складывается целый набор психологических ран и защит. С одной стороны, это адаптирует нас к среде обитания, но с другой — лишает непосредственности, естественности и отстраняет от творчества. Во взрослом возрасте, в нашей психике, для всего нового, с чем мы встречаемся, уже существуют сформированные защитные и болевые реакции, мы научаемся ходить по кругу.

Нас воспитывают, чтобы мы стали теми, кем хотят нас видеть другие. Мы не всегда сами знаем, что приносит нам счастье. Вместо этого мы полны фантазмов и представлений о том, что, как нам кажется, должно его приносить. Мы недоумеваем, почему наши попытки стать счастливыми неизменно проваливаются?
Нам сложно прислушаться к самим себе и распознать, что же нас по настоящему радует, что мы предпочитаем, каковы наши таланты. Наш внутренний голос очень часто приглушен, а иногда даже подавлен ожиданиями других людей и нашими психологическими защитами.
Как же выйти из этого круга? — Нам надо просто посмотреть правде в глаза.

Скептик.Он скажет: «Зачем? Ведь ты уже пробовал»; «Перестань, это не серьезно.»; «Ну когда у тебя получалось?» и т.д. Мы ещё не преступили к творчеству, но он уже знает, что это бессмысленно. Скептик как будто, охраняет нас от разочарований, на самом деле он приводит нас к скуке. Он предпочитает, чтобы мы никуда не двигались, оставались там, где не всё так хорошо, но знакомо, понятно и поэтому комфортно.
Вместо того, чтобы творить в свое удовольствие, мы, проявляя скептицизм, думаем о том, что ничего из этого не получится. В этой ситуации надо положиться на само действие и просто делать, не пытаясь подсчитать, каковы наши шансы. Каждый раз, когда мы отбрасываем сомнения и решаем действовать, а не анализировать и не теоретизировать, мы движемся вперёд, в опыт. В творчестве это главное — не давать оценок, просто делать, шаг за шагом.

Судья или Критик.Большинство людей, и творческих людей в том числе, склонны к самобичеванию. Таким образом проявляет себя наш внутренний критик. Когда мы что-то делаем, критик сразу спешит дать оценку, что взращивает негативное отношение к нашим творческим устремлениям. А иногда негативное отношение ко всему становиться чертой характера – это работа критика, как внутреннего, так и того, что мы встречаем в нашем окружении. 
В творчестве важно фиксировать наше внимание, пусть на небольших, но позитивных переменах, это то, что будет нас вдохновлять и поддерживать.
Со временем мы увидим, что позитивное мышление может развиваться, как мускул, от постоянных тренировок. Чтобы реализовать наши творческие устремления, нам надо научиться смотреть на мир вдохновлённо.
Наш внутренний критик слишком сильно ориентирован на внешнее одобрение, поэтому следуя за ним, мы подавляем наши мечты и таланты. Нам надо научиться разворачивать внимание внутрь,от внешних ориентиров к внутреннему содержанию. Это позволит обнаружить наши уникальные стороны и приведёт нас к осознанности и наблюдению за тем, что мешает нашей реализации.

Перфекционист.Мы должны быть совершенными! Как тут поспоришь? «Идеальное прекрасно, в нём есть законченность, полнота!», – говорит перфекционист в нас. Он пытается заменить творчество бесконечным совершенствованием. Но достичь совершенства невозможно, где-то в глубине души мы понимаем это, поэтому часто при мысли о творчестве, под давлением перфекциониста, мы боимся даже попробовать. Но совершенство иллюзорно в своей стандартизации. Мы все очень разные и в этом вся красота. Перфекционизм – это прикрытие от беспокойства, связанного с необходимостью всегда бежать, стремиться к поставленным целям и задачам. 
Принимая неудачи как часть жизни, позволяя себе проявляться, выражаться, только так мы можем встретиться с собой и научиться понимать свою неповторимость. А она единична и уникальна, поэтому никак не может быть совершенной, что предполагает некое подобие идеалу. 
Быть собой — это вынести на свет свои таланты, мечты и устремления и признать, что они наши! Отказаться растрачивать силы на бесполезные вложения в идеалы, приоритеты и ожидания. Научиться ценить свои идеи и творческий процесс.

Контролёр —ещё один стабилизатор. Всё должно быть под контролем: минимум отклонений от известного, чтобы не допустить случайностей. Он согласен с тем, чтобы начать творить, но при условии, что всё в рамках уже понятного. Контролёр претендует на сам процесс творчества, не позволяет мечтать, парить в воображении, пуститься в неизведанное. Он спешит всё концептуально классифицировать, довести до понятного – так действует защита от страха неопределённости. Огромное количество сил, творческих сил, затрачивается, чтобы всё держать под контролем.
Отпустить —это не просто, но для того, чтобы творить, нам надо довериться процессу творчества.Здесь поможет наблюдение. Можно вспомнить, как в нашу жизнь приходила удача или влюбленность, приходило само, без усилий. Жизнь наполнялась свежестью, вдохновением, мы как будто парили. Но, как только мы старались это удержать, картина менялась с точностью наоборот – возникал контролёр и требовал усилий. А через усилия входило напряжение, недовольство и разочарование.

Все эти персонажи, что мы неосознанно скопировали, так называемые проявления Взрослого, дают гарантии, что всё останется на месте, в рамках привычного. А это, со временем, порождает апатию и проявления Недовольного. Он отличается от Критика тем, что совсем далёк от конструктивности, для него — «Просто всё плохо, и Всё! Ничего и не должно быть хорошо, где вы такое видели?». Тут же возникает Ленивец, который просто устал от всего предъявленного в нашей психике, просто устал и ему надоело! Это тоже защита, защита от Всего. 

И это далеко не полный список персонажей, которые устанавливают границы привычного и преграждают путь к творчеству, у них есть и другие имена, а также бывают различные комбинации между ними.

Почему так много беспокойства и страха от встречи с невообразимым и непредсказуемым? Почему так много защит? — В защитах мы находим стабильность. Фрейд говорил: «Человек — это бог на протезах». Мне кажется, это очень точно. Наши защиты — это наши протезы. Осознание этого подталкивает нас отбросить протезы и искать подлинную стабильность, наше аутентичное основание. Творчество — это возможность обнаружить и утвердиться в нашей глубинной стабильности, в том, что неизменно при любых обстоятельствах, и в том, что всегда приветствует непознаваемое.

Галина Морозова

Архитектура, дизайн, психология творчества и лакановский психоанализ.

  • Home
  • /
  • Blog
  • /
  • Творчество как стиль жизни. Ограничения.
  • То, что творчество может освободить от обусловленности ограничений, убрать детерминированность – это здорово!

  • Психологические типы (сангвиник, холерик …) это тоже схемы, для определения особенностей. Склад характера, это то, что поддерживает Я, комплекс идентичностей. Внутренние ограничения являются частью характера. Творчество позволяет нам выйти за пределы наших ограничений, включая характер)).

  • А в чем тогда отличие между складом характера и внутренними ограничениями? Ведь есть же сангвиники, холерики… или по Аюрведе – доши. Или это не характеристики психики?

  • Добрый вечер, Юля! Рада, что вы написали!
    В данных статьях представлена схема и она больше подходит для самоисследования. В жизни все очень индивидуально и неповторимо, каждый случай требует отдельного внимания, а детский, особого внимания.
    Наша психика не является данностью при рождении, она формируется и проходит процесс становления, в этом процессе мы и научаемся копировать «взрослые» роли, потом бессознательно их «применяем», иногда они бывают даже полезны). Рождаемся мы с потенциальными предрасположенностями, дальше все зависит от окружения. Дети копируют быстро и совсем в раннем возрасте, в этом вся сложность. Мы воспринимаем больше, чем осознаём.

  • Согласна с Вами. А как вам кажется, может быть некоторые уже рождаются с “монстрами”? Не раз наблюдала совсем маленьких детей – недовольных, ленивцев, перфекционистов – и мне казалось, что это врождённое.

  • {"email":"Email address invalid","url":"Website address invalid","required":"Required field missing"}
    • Home
    • /
    • Blog
    • /
    • Творчество как стиль жизни. Ограничения.

    Хотите быть в курсе, что у нас нового?

    *Подписываясь на рассылку, Вы тем самым соглашаетесь на обработку и хранение Ваших персональных данных при соблюдении Постановления Европейского Союза "Общий регламент защиты персональных данных (GDPR)".

    • Суть йоги в её простоте и гармонии. Всё, что нужно - это всего лишь немного Вашего желания и искренности. 
    • Йога для нас - это путь от я к мы. Мы - добрые люди, многие из нас вегетарианцы и веганы, мы любим и чувствуем нашу живую Планету. 
    • Йога для нас - это не просто набор упражнений. Йога для нас это 30 лет опыта, регулярно очищать организм, сохранять энергию и быть здоровыми, гибкими и стройными. И похудеть. 
    • Йога для нас - это единение со всем прекрасным на нашей Планете. Отсюда наши желания - подняться на Эльбрус, побродить по улочкам Парижа, улететь на Юпитер и искупаться в Тихом океане. 
    • Йога способствует развитию чувства единения с обществом. Наша мечта - собрать вместе 100 тысяч таких же добрых людей и стать свободными.
    >